тренинги донецк, мариуполь, харьков, днепропетровск, запорожье, горловка, краматорск, обучение персонала, оценка персонала

ЧЕСТНО ОТОБРАННЫЕ ДЕНЬГИ БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ КОМПАНИЙ ШТРАФУЮТ СВОИХ СОТРУДНИКОВ

altТакие данные приводят специалисты компании "Анкор". Руководители считают, что штрафы дисциплинируют работника. Но на деле они часто не мотивируют сотрудника, а только озлобляют.

"Когда я два года назад работала в магазине сотовой связи, нас постоянно штрафовали, - рассказывает "Труду" Наталья, - за пыль на витринах ("ставка" составляла10 долларов), за опоздание на работу, за "неподход к клиенту". Считается, если ты не подойдешь к посетителю магазина и не спросишь, что подсказать ему, то клиент может быть потерян. А продавцу надо заставить его хоть что-то купить. Штрафные санкции в этой сети магазинов сотовой связи предусматривались также за ошибки в документах и несдачу ежедневного отчета. "Мы ничего не могли сделать - официальная зарплата составляла 2 тысячи рублей, а все остальное - процент от продаж", - добавляет Наталья. Отработав полтора года, она ушла. Как теперь рассказывает, очень хотелось на прощание как-то вернуть свои заслуженные, но "честно отобранные" деньги. Например, прихватив с собой телефон.

НЕ ШТРАФ, А ДЕПРЕМИРОВАНИЕ

Похожую историю может рассказать примерно половина российских работников. Трудовым кодексом РФ штрафы запрещены, однако руководители компаний все равно находят способы штрафовать сотрудников де-факто, не вводя штрафов де-юре.

Проще всего вводить штрафы там, где часть зарплаты выплачивается в конверте. В этом случае урезается именно неофициальная часть зарплаты. Такое чаще всего происходит в розничной торговле. Здесь менеджеры или сидят на процентах, или получают постоянную, но нигде не указанную сумму. Так поступают, например, в сетях по продаже сотовых телефонов. К штрафам можно отнести и практику вычитания недосдач из зарплаты работников, распространенную в торговле продуктами и сетях быстрого питания.

Однако и при полностью белой зарплате штрафовать работников можно без труда. Для этого применяется гибкая система зарплаты, когда сотруднику выплачивают некую постоянную сумму (часто небольшую), а значительную часть зарплаты составляют премии и надбавки. Когда сотрудника хотят наказать, его лишают части премии: юридически это не штраф, а депремирование, но суть та же.

Этот способ чаще используют топ-менеджеры промышленных организаций и начальники небольших магазинов, предприятий сферы услуг, общественного питания, складских комплексов.
Директор центра аналитических исследований кадрового холдинга "Анкор" Наталья Данина отмечает, что в регионах депремируют чаще, чем в Москве. Это связано с ситуацией на рынке труда и большей избалованностью персонала в Москве: большим количеством предложений о работе и лучшими условиями.

В РОССИИ ШТРАФОВ НЕТ

Руководитель правового департамента Федерации независимых профсоюзов РФ, главный правовой инструктор труда Юрий Пелешенко утверждает, что введение штрафов - это вопиющее нарушение Трудового кодекса РФ. Работодатель вправе применять только те виды дисциплинарных взысканий, которые предусмотрены ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Единственный случай, когда работодатель может потребовать от сотрудника не штраф, а компенсацию, это порча последним имущества организации.

Всем, кто пострадал от штрафных санкций, главный правовой инспектор по труду советует обращаться в суд. Только вину работодателя будет доказать непросто. Необходимы весомые доказательства. Например, трудовой договор, где указана зарплата (меньше, чем указанную сумму минус налог работник получить не может). Но в случае с серыми зарплатами и депремированием доказать наличие штрафов не получится.
наказания

ЗА ЧТО ШТРАФУЮТ РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ:

l грязь на витринах илина рабочем месте;
l невежливое отношение или "неподход" к клиенту;
l несоблюдение корпоративного стиля в одежде;
l ошибки в кассовыхи других документах.

ОФИСНЫХ РАБОТНИКОВ:
l опоздание;
l ошибки в договорах или других документах;
l несоблюдение дресс-кода;
l курение в не оборудованном для этого месте или употребление спиртных напитков.

Староверова Екатерина

Инструмент оценки ХОГАН

shkola-trenerov

Школа тренеров с добавленной ценностью

Менеджмент по Адизесу

games

Моделирующие игры. Тренинги орг развития (ТОР)